Чем опасна гордость

Корнем неверия человека является гордость. Она является причиной большинства конфликтов и несчастья на земле.

Прекрасным примером неверия является одна известная иллюстрация, которая была в одном из медицинских журналов в разделе “Юмор”. 

Представьте, что у вас есть друг, который вдруг стал настаивать на том, что он уже умер. «Я ходячий мертвец» — говорит он вам. Вы, конечно, начнете переживать за его душевное здоровье и попытаетесь убедить его в том, что он не мертв. После нескольких попыток, которые ни к чему не привели, к вам в голову наконец-то приходит, как вам кажется, гениальная идея. «Я достал три самые авторитетные книги по медицине, — говорите вы ему, показывая эти книги. – Во всех трех написано, вот, смотри, что мертвые люди не могут кровоточить». Он читает эти разделы и, когда заканчивает, вы спрашиваете: «Видишь ли ты, что медицина доказывает без толики сомнений, что мертвые люди не кровоточат?».

«Да, я понимаю. Я вижу это», – отвечает он.

«Отлично!» — восклицаете вы и просите подать вам его руку, чтобы уколоть его палец иголкой. В ранке появляется кровь, его глаза становятся большими от удивления.

Вы с торжеством смотрите на него и говорите: «Ты теперь видишь, что доказывает твоя кровь?!».

«Да, я вижу! Она доказывает, что медицинская наука не права — мертвые люди могут кровоточить», — заключает друг.

Одни и те же данные могут быть использованы для доказательства разных вещей. Все зависит от того, кто ваш авторитет. Если вы считаете, что медицинская наука авторитетнее чувств и восприятия, тогда эти данные докажут, что медицина права, а вы ошибаетесь.

Однако, если вы думаете, что ваше личное восприятие и ваша способность выносить суждения гораздо компетентнее, чем знания всех ученых-медиков, тогда эти же данные будут интерпретированы совершенно иначе. Все зависит от того, кто для вас главный. Если вы решили, что не собираетесь потерять контроль над своей жизнью, то всегда будете интерпретировать все данные на свой лад.

Этот странный герой, который вдруг решил стать ходячим мертвецом, избрал неверные критерии для оценки и потерял связь с реальностью. В его жизни нет мудрости. И даже если снова и снова он будет обнаруживать, что его взгляд на вещи не согласуется с действительностью, он  каждый раз будет находить способ интерпретировать все таким образом, чтобы его конечный авторитет, которым является он сам, всегда оставался нетронутым.

Например, некоторые люди считают, что идея блаженства в святых небесах и об адских мучениях просто ужасна. «Да, как вообще такое может быть — люди хотят вырваться из ада, а Бог посмеивается над ними и не пускает их в рай, говоря, что они уже опоздали. Я просто не могу представить себе такого. Поэтому я не верю», – рассуждают они,  придумывая себе ложную картину, чтобы не верить. Картину об аде, о рае, о Боге. Но она далека от духовной реальности. На эту претензию еще в ХХ веке ответил британский писатель Клайв Льюис в своем известном шедевре «Расторжение брака» – аллегорической повести об аде и рае. В ней он развенчивает многие предрассудки о понимании рая и ада.

Льюис справедливо показывает, что в аду никогда не будет тех, кто может попросить выйти оттуда. Если вы думаете, что люди в аду способны понять, что они неправы, то вы все еще не понимаете истинную испорченность человека.

В своей книге Клайв Льюис рассказывает притчу о том, что люди из ада направляются на экскурсию в небеса, а люди с неба призывают их войти. Люди из ада находят всевозможные способы объяснения тому, почему они не хотят на небеса и желают оставаться в аду.

О, это ужасно. Вы не можете делать то, что хотите. Я бы предпочел остаться здесь.

Их логика похожа на цитату из другого известного произведения «Потерянный рай» английского поэта Джона Мильтона:

Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах!

Они никогда не уйдут из ада. Не хотят, да и не могут, и это невозможно. Потому что, как только вы избрали неправильные критерии для оценки, вы будете истолковывать всю информацию в соответствии с ними, и такое мировоззрение может остаться с вами навсегда.

Вы никогда не признаете правду. Вы всегда будете обвинять что-то или кого-то помимо своего восприятия реальности в том, почему вы так несчастны. «Это их вина. Они меня не понимают. Они меня не знают. Они не пришли ко мне на помощь». Никто в аду никогда не попросит выйти. Прочтите Евангелие от Луки, 16 главу. Богатый человек, который оказался в аду, не просит выйти оттуда, совершенно нет. Он просто говорит: «Почему Лазарь не может спуститься и послужить мне в моих мучения? Это несправедливо. Я был богатым человеком. Я должен был иметь здесь слуг». Он не раскаивается. Он остается эгоистом.

Понимаете ли вы теперь? Неверие начинается с предположения и не позволяет даже рассмотреть возможность того, что вы не компетентны управлять своей жизнью, вы не компетентны быть окончательным арбитром в определении того, что мудро, что правильно и что плохо. Думая так, вы никогда не увидите правду, потому что вы остаетесь не только мерилом истинности, но интерпретируете все во свете этого.

Проблема самоуверенности

В мире существует только две религии. Религия спасения благодаря Богу и религия самоспасения – благодаря человеку.

Мы хотим быть собственными спасителями. Наши сердца любят создавать славу для себя. Нам нравится идея самоспасения независимо от того, являются ли они религиозной (соблюдай правила и заработай вечное благословение) или светской (хватайся за эти вещи и испытай успех). Но Бог задумал абсолютно другое. Он говорит: «Вы находитесь в таком безнадежном состоянии, что вам нужно спасение, которое вы никак не сможете сами заполучить или совершить». И затем Бог говорит: «В Иисусе Я приготовил спасение, которое дает вам гораздо больше, чем любое ложное спасение, которое ваше сердце может любить или за которым гонится сейчас.»

Почему люди предпочитают религию самоспасения? Почему люди предпочитают религию, которая не скажет, что вы ужасный грешник, но с другой стороны не скажет, что вы полностью спасены кем-то другим?

Принято думать, что главное в жизни – двигаться вперед, добиваться большего, достигать максимума. Но это рождает постоянное беспокойство и неуверенность, что человек сможет достичь нужного уровня.

Одна женщина как-то сказала: «Если я принята Богом исключительно и полностью по благодати, тогда нет предела тому, что Бог может попросить у меня. Но если моя религия соответствует идее: «Старайся изо всех сил», тогда, если Бог и обратится ко мне, то Он не сможет ничего попросить у меня. Раз я так сильно старались, то это Бог мне должен».

Самоправедный человек утверждает – «Бог не может ничего попросить у меня. У меня есть свои права. Я «духовный налогоплательщик». Бог должен мне».

Но если Бог спас человека Сам, не по его делам, то тогда он теряет власть. В этом различии коренится основная проблема.

 

 

Ещё
Счастлив, потому что знаю! ч. 2