И математики верят…

История обращения Дениса

1. Философское вступление

Во-первых, о системах оценки истинности.

Как я пойму что что-то истинно?

Применю к нему критерий истинности. А как я пойму, что мой критерий правильный? Проверю его другим критерием и т.д. известная философская проблема. Обычно, она решается тем, что на каком-то шаге человек отказывается проверять какой-то из критериев и устанавливает его истинным, при этом час человек это может отрицать или скрывать. Классический пример – наука и научный метод. Некоторые люди говорят, что истинно то, что доказано наукой. То есть верифицированно научным методом. Но почему научный метод имеет такой сертификат на установление что истины? Проверен ли сам научный метод научным методом? И на этом простом шаге огромное количество человек впадает в ступор.

Поэтому, остановимся на том, что у каждого человека есть что-то, на основании чего он принимает решение об истинности, своего рода свой личный механизм определения что хорошо, что плохо, что правда, а что ложь.

2. Неизменный механизм

Таким образом, если у человека в механизме есть бунт против бога, то никакими доказательствами такого человека не убедить. Сам человек свой механизм определения истинности поменять не может и если там прописано, что Бог – зло, или что его не существует, то ничего с этим другому человеку или самому человеку не сделать.

3. Источник веры

Как же тогда человек начинает верить? В моей модели, если эта вера искренняя, не на показ, не просто поставить свечку или перекреститься, а то, что называется иногда глубокая вера, то она может быть изменена только внешне. Либо физиологией, но это совсем фантастика, чтобы бактерии что-то там на таком уровне планировали. Либо Богом, который как создатель всего, просто вносит в этот механизм определения истинности изменение.

Однако что это за изменение механизма, почему и когда оно происходит? Оно становится возможным как следствие того, что Бог уже не гневается на людей и изменяет механизмы у некоторых, это называется верой. Вместе с этим, Бог и наказание с них тоже снимает. Изменение напрямую касаются только той части, которая связана с бунтом против Бога, но она имеет далеко идущие последствия и со временем механизма преобразуется. Пока он в процессе верующие люди могут совершать и искать плохого

 

4. Мой агностицизм

Я был уверен, что я агностик — я не знал есть бог или нет. Однако после общения с веруюшими друзьями я понял, что к Богу, если он существует не может быть нейтрального отношения — либо ты ему друг либо ты ему враг. Я подумал, что если бог не существует, а я в него верю, то велика ли печаль, а вот если он существует, то оказаться его врагом ооочень не хочется (известная дилемма Паскаля). И я подумал, что если что, то я его друг. Это был первый шаг.

5. Выигрыш библейской модели

Второй шаг я читал Библию и стал понимать, что это гораздо более серьезная книга, чем я думал раньше. Библейская модель оказалось намного интересней обычных обрядов или предрассудков. Там и этическая модель, и философская и логическая и историческая. Притом как я узнал, Библия довольно неплохо кое-где подтверждается даже совмещённой историей. Например в существовании человека с именем Иисус, основателем религиозного движения уже никто не спорит..вопрос обычно в чудесах и том , кем он является в духовном смысле.

В какой-то момент я понял, что моя картина мира проигрывает библейской. И я принял библейскую как основную. Однако на этом история не заканчивается. Так как я сомневался было ли это решение верным и стремился убедиться, что все именно так.

 

6. Оставшиеся сомнения

Такие сомнения были где-то полгода, потом я пришел в выводу, что мои ценности изменилось, я стал по другому оценивать добро и зло, что правда, что ложь. И стал более счастливым наверное тоже. 🙂 И я подумал, что в сомнениях больше смысла нет. Если кто-то покажет что-то серьезное, я готов пересмотреть свое решение, но пока оставляю как есть. За 10 прошедших с тех пор лет ничего серьезного против так и не появилось, а ценности менялись все больше, вредных привычек все меньше, а я все счастливее

 

Денис Федянин, младший научный сотрудник Института проблем управления и Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии

(Высшая Школа Экономики)

Ещё
Тайна Рождества